Adobe Lightroom:
БЕСПЛАТНЫЙ
СЕТЕВОЙ
УЧЕБНИК

Ошибки, которые допускает камера при обработке данных с матрицы

Алгоритмы преобразования информации с матрицы — тайна за семью печатями, именно они определяют разницу между снимками, которые сделаны камерами разных производителей, изготовленными на базе однотипных сенсоров. И всё же можно выделить ряд ошибок, которые часто допускают автоматические конвертеры.

 

Определение самой яркой и самой тёмной значимых точек на снимке. Известно, что чем шире тональный диапазон кадра, тем лучше. Однако камеры зачастую вместо действительно значимой точки выбирают блик, отсутствие деталей в котором закономерно и не требует коррекции. Это обусловлено математическим подходом, но иногда противоречит человеческому восприятию, поскольку зрительная система во-первых, постоянно самокалибруется, а во-вторых, выбирает яркую и тёмную точки исходя из сюжета. При коррекции этой ошибки сужается и без того более узкий, по сравнению с плёнкой, динамический диапазон, что приводит к потере детализации и микроконтраста.

Баланс белого. Я протестировал много аппаратов разных производителей и различных ценовых категорий. Все они грешили ошибками в автоматическом определении баланса белого в сложных условиях освещения, которые наступают, как только снимок делается не днём, на пленэре. Даже использование предустановок камеры не всегда спасало положение. Погрешность, естественно, была разная, но её наличие требовало коррекции. Конечно, при ответственных заказах фотографы выполняют балансировку по серой карте или просто белому листу, но скажите, всегда ли есть время для такой операции, например, при коммерческой съёмке свадеб?

Недочёты измерения экспозиции. Считается, что JPEG-файлы имеют запас для коррекции примерно в половину ступени экспозиции. У RAW он может достигать полутора ступеней. Дело даже не в том, корректно ли сработала система экспозамера, — во многих кадрах есть области, выходящие за пределы доступного динамического диапазона. При съёмке в JPEG возможности искусственного расширения динамического диапазона путём объединения нескольких кадров, сделанных с эксповилкой, ограничены статичными объектами и очень спокойными пейзажами, а для RAW вполне доступны значения -1EV/+1EV, полученные из одного файла.

Шумоподавление и повышение резкости. Алгоритмы, решающие практически взаимоисключающие задачи, зачастую привносят в изображение артефакты, возможно, поначалу и незаметные, но существенно отравляющие жизнь при активном редактировании снимков. Фактически, устранение шума — это уничтожение различий между соседними пикселами, одни из которых определяются как неправильные (по цветовому или яркостному признаку). Повышение резкости — напротив, усиление различий между пикселами на границах объектов. Изменить какой-либо параметр после сохранения файла в камере уже нельзя, а в RAW фотограф имеет полный контроль над всеми установками. По правде говоря, повышение резкости в RAW-конвертерах еще далеко от совершенства, поэтому все серьёзные манипуляции лучше производить в Photoshop, а чтобы результаты были выше удовлетворительных, конвертеру следует вовсе запретить выполнять эту операцию.

Насыщенность. Малая насыщенность даёт вялые снимки, а в перенасыщенных областях, выходящих за пределы охвата рабочего цветового пространства, пропадают детали и объём. Оба эти недостатка можно компенсировать в Photoshop, но чем сильнее требуются преобразования, тем больше вероятность возникновения артефактов. В определённой мере насыщенность регулируется в камере, но в RAW-конвертерах параметры настраиваются тоньше.

Продолжить чтение: Неразрушающее редактирование

Фотоновости