Adobe Lightroom:
БЕСПЛАТНЫЙ
СЕТЕВОЙ
УЧЕБНИК

Неразрушающее редактирование

У формата RAW есть ещё одно неоспоримое преимущество — он обеспечивает простую реализацию технологии неразрушающего редактирования. Это означает, что источник информации всегда остаётся неизменным, все модификации записываются таким образом, что в любой момент можно просто вернуться к первоначальным данным и начать редактирование снова (или сделать его абсолютно по-другому).

Сама природа файлов взывает к осторожности: одно неверное движение — и снимок может быть безвозвратно утрачен. Поэтому для фотографа особенно важно наладить процесс архивирования и создания резервных копий. Но даже наличие архива не заменяет внедрения неразрушающего редактирования в ежедневную практику.

 В пластиночные, а позднее и в плёночные времена негатив или слайд при должном обращении позволяли достаточно долго сохранять исходный снимок.

При печати выполнялась своего рода интерпретация. В тёмной комнате с одного и того же негатива за счёт использования разнообразных приёмов, включая химические и технические ухищрения, получались существенно отличающиеся внешне отпечатки. Если требовалась радикальная переработка изображения, с негатива делались копии и эксперименты проводились над ними, оригинал же был неприкосновенным.

Такой подход позволял добиться (насколько это допускают аналоговые методы) повторяемости результатов в тираже и сохранял возможность эксперимента.

С наступлением цифровой эры, обеспечившей абсолютно идентичные копии, о неразрушающем редактировании поначалу даже забыли. Когда пользователи столкнулись в реальной работе с необходимостью хранить промежуточные результаты и различные версии, производители программного обеспечения стали предлагать всё новые и новые решения.

Откат на несколько шагов назад представляет собой линейный метод, в то время как слои и корректирующие слои, а также Smart Objects и Smart Filters в Photoshop — нелинейный. Вершиной технологии неразрушающего редактирования является работа с RAW.

Всякий раз, когда вы открываете RAW-файл, программа-конвертер заново создаёт изображение, причём вариантов рендеринга множество, а изменение одного из параметров не влияет на остальные. Таким образом, RAW-файл фактически является негативом цифровой эпохи — в дальнейшем мы будем называть его цифровым негативом.

Ещё раз сравним, что происходит с информацией в цифровой камере после съемки при записи JPEG и RAW.

В первом сценарии процессор на основании заложенных в него алгоритмов выполняет преобразование и сохраняет изображение.

Во втором сценарии данные с матрицы преобразуются в цифровой негатив и записываются в файл "как есть" (большинство камер внедряет в него ещё и небольшое по размеру изображение для удобства предварительного просмотра). Окончательная обработка RAW – своего рода «проявка» – происходит уже на компьютере, в специализированной программе.

Как камера интерпретировала полученные с матрицы данные перед записью JPEG знает только производитель камеры. И мы не в силах повторить все условия с этой камерой (версией прошивки) спустя сколько-нибудь продолжительный период времени (естественно, речь не идёт о студийной постановке, но и её нельзя держать неприкосновенной несколько лет). В контексте разговора о неразрушающем редактировании: мы в процессе съёмки получаем оригинал с набором достоинств и недостатков, который будем беречь как зеницу ока и стараться не повредить в процессе редактирования предательским нажатием комбинации клавиш CTRL-S. Вернуться на один шаг назад – к интерпретации данных с матрицы – для устранения обнаруженных ошибок в рамках JPEG-сценария, увы, невозможно.

PW 2003

Этот снимок обработан в Lightroom по алгоритмам 2003 года.

PW 2012

Тот же файл, обработанный в Lightroom по алгоритмам 2012 г.  В светах извлечено больше деталей, хотя особые приемы не использовались.

А теперь обратимся к RAW. Благодаря цифровому негативу, у нас сохраняется доступ к данным с матрицы, чтобы попробовать интерпретировать их с высоты сегодняшних достижений. Развитие RAW-конверторов вообще и Lightroom в частности подтверждают тезис о необходимости сохранить необработанную процессором камеры информацию.

Продолжить чтение: Формат DNG

Фотоновости