Adobe Lightroom:
БЕСПЛАТНЫЙ
СЕТЕВОЙ
УЧЕБНИК

RAW

Этот формат далеко не всегда положительно воспринимается фотографами, и у такого имиджа есть предыстория.
На заре цифровой фотографии карты памяти стоили баснословно дорого — например, компания Preteс в 2002 г. предлагала Compact Flash ёмкостью 3 ГБ за $2500, а компьютеры были так медлительны, что операции с многомегабайтными файлами отнимали слишком много времени (и нервов). Добавьте к этому высокую стоимость хранения на жёстких и оптических дисках, разнобой в стандартах и отсутствие серьёзных программ не только для перевода в принятые форматы, но и для просмотра отснятого материала.
К счастью, ситуация изменилась, причём к лучшему. Теперь работать с RAW просто и экономически не обременительно. Так почему же не воспользоваться достоинствами RAW?!

В отличие от съёмки на фотоплёнку, когда видимое изображение получалось в результате химических реакций, цифровая фотография базируется на эффекте преобразования света в электрические сигналы. Оптическая система камеры проецирует изображение на матрицу из светочувствительных элементов. Затем электроника считывает сигналы из каждой ячейки, преобразует их в цифровую форму и обрабатывает на основе «зашитых» при производстве алгоритмов.

 Преобразование изображения в файл

Подавляющее большинство цифровых камер использует матрицы на основе байеровской мозаики. Как известно, для формирования одного пиксела изображения на экране монитора необходимо три цвета: красный, зелёный и синий — аббревиатура RGB означает Red Green Blue. Однако матрица не способна распознать цвета, она работает лишь с яркостью каждого элемента.
При изготовлении матрицы над массивом светочувствительных элементов располагают светофильтр, который отсеивает две части спектра видимого излучения, оставляя одну, яркость которой должна быть зарегистрирована. Так происходит разделение на RGB-составляющие.
Поскольку человеческий глаз не одинаково чувствителен к разным частям спектра, с целью удешевления матриц используют разное количество датчиков для оцифровки красной, зелёной и синей составляющих.
Так сложилось исторически — для человека важнейшим является зелёный цвет. Для его регистрации выделяется максимальное количество ячеек матрицы. Синий и красный менее важны для формирования визуальной картины мира, поэтому соответствующих им ячеек на матрице меньше.
Условно говоря, для создания одного пиксела изображения используется один аппаратный «зелёный» элемент. «Красные» и «синие» элементы обеспечивают преобразование света в электричество для двух пикселов. Остальная информация вычисляется по алгоритмам интерполяции, вот почему качество зелёного канала изображения во многих камерах самое лучшее.
Процесс вычисления значений яркости для каждого из каналов пиксела называется дебайеризацией (специального термина для матриц с другими раскладками пока не придумали) и может выполняться как процессором камеры (для записи файлов JPEG или TIFF), так и компьютером.
Чтобы переложить процесс дебайеризации «на плечи» компьютерной программы, необходимо получить доступ к данным, которые не подвергались обработке процессором камеры. Все профессиональные камеры и многие любительские аппараты это позволяют, поскольку умеют записывать файлы в формате RAW.
Название RAW произошло от английского слова raw — «сырой». В том смысле, что данные после аналого-цифрового преобразования и усиления практически не подвергались обработке.
Однако формата RAW как такового не существует — большинство производителей камер используют собственные закрытые разработки, остальные — созданный и продвигаемый компанией Adobe в качестве открытого индустриального стандарта формат DNG. Именно поэтому поддержка новых фотоаппаратов в программах-конвертерах зачастую появляется с запозданием, ведь требуется добавить в библиотеку специфические инструкции по обработке.
А есть ли у RAW достоинства? Не очередной ли это миф? Ведь производители камер непрерывно совершенствуют алгоритмы обработки данных, внедряют всё более изощрённые функции управления преобразованием, дают фотографу возможность выбирать различные профайлы, предустановки и т. д.
Оптимисты утверждают, что JPEG из камеры (при условии, что снимок сделан технически грамотно) вполне заменяет RAW-файл, тем более что он в разы меньше по объёму и не требует дополнительных преобразований. Реалисты, и я принадлежу к этому лагерю, говорят, что лучше иметь больше данных, которые впоследствии можно отбросить, чем пытаться сложными манипуляциями в Photoshop исправить сюжетно удачный кадр с техническими огрехами.
Весы особенно склоняются не в пользу JPEG при ухудшении условий съёмки, которые вынуждают фотографа увеличивать чувствительность матрицы, из-за чего растут шумы и начинаются проблемы с цветопередачей. Исправить не компрессированный по JPEG-алгоритмам файл намного проще, чем пытаться победить недуги изображения, усугублённые сжатием с потерями.

Продолжить чтение: Ошибки, которые допускает камера при обработке данных с матрицы

Фотоновости