Adobe Lightroom:
БЕСПЛАТНЫЙ
СЕТЕВОЙ
УЧЕБНИК

Импорт: простой сценарий

Процесс импорта запускается либо через меню File>Import Photos and Video, либо (и это самый быстрый способ) клавиатурной комбинацией CTRL-Shift-I. Если вы настроили Lightroom как описано, то окно импорта будет появляться автоматически при подключении камеры или карты памяти.

Рассмотрим самый простой сценарий работы: необходимо скопировать негативы с карты памяти на компьютер и добавить их в Каталог. Программе следует указать, что и откуда импортировать, куда помещать цифровые негативы, и какие дополнительные действия при этом надо выполнить.

 

Окно импорта снимков организовано очень просто.

Слева отображается информация о том, где источник импортируемых файлов. Посередине уточняется, какие именно файлы будут импортированы и каким образом. Справа показано куда будут записаны данные и что должно произойти со снимками. Теперь начнем детальное изучение.

В левой, навигационной, панели отображается содержимое жёсткого диска компьютера и подключённых к нему устройств, в данном случае – карт памяти. Если в списке Devices операционная система распознала карту памяти, то в правом верхнем углу появляется чек-бокс Eject after import. Как следует из названия, он автоматически “извлекает” карту после окончания процедуры импорта.

Считается, что прежде чем вынуть карту (да и любой накопитель) из компьютера, необходимо его програмно отключить. Теоретически извлечение карты без такой процедуры может повлечь её повреждение, но на практике это случается крайне редко (естественно, если операционная система не работает с картой в момент её физического вынимания).

Обычно извлечение карты без программного отключения приводит к навязчивым предложениям “проверить и устранить возможные ошибки” после повторного подключения карты к компьютеру, так что лучше отметить упомянутый чек-бокс, тем более, что после импорта вы скорее всего вернёте карту в фотоаппарат и уже его средствами удалите отснятый материал.

О том, как импортировать файлы с жёсткого диска (внутреннего или подключённого) будет рассказано в следующих материалах этого Раздела.

Если ваша камера любит создавать несколько вложенных друг в друга папок, можно сразу выбрать нужную (при условии, что вы знаете какую именно). Управление папками на левой панели копирует приемы работы с дисками и папками в Windows. 

Lightroom предлагает четыре варианта импорта:

  • Сору as DNG
  •  Сору
  • Move
  • Add

Они выбираются на верхней панели. Давайте рассмотрим их по очереди.

Первый – Сору as DNG (конвертировать в DNG, записать на новом месте и добавить в Каталог) – самый предпочтительный для большинства случаев. Мы пришли к выводу, что в среднесрочной перспективе формат DNG лучше подходит для создания цифрового фотоархива.

Если вы не планируете сохранять импортируемые файлы в своём архиве (например, съёмка носит коммерческий характер и представляет интерес только для заказчика), можно выбрать второй вариант, Сору, тогда Lightroom скопирует файлы в выбранное вами место и добавит их в Каталог. Если в будущем вы измените своё первоначальное решение и захотите сохранить некоторые кадры для истории, преобразовать их в DNG можно на любом этапе работы. Об этом мы подробно поговорим в Разделе «Готовые снимки». Вариант Сору подходит и для не-RAW-файлов, поскольку только RAW можно конвертировать в DNG. Если выбрать Сору as DNG для JPEG или PSD, то программа скопирует их в указанное место (и переименует, если требуется), но преобразовать, естественно, не сможет, о чем выдаст соответствующее предупреждение.

Обратите внимание на чек-бокс Don’t show again: я предпочитаю отметить его и забыть об очевидном факте.

Следующий вариант – Move – как следует из названия, перемещает файлы во время импорта. Я им никогда не пользуюсь и вам не рекомендую, поскольку в случае сбоя во время выполнения этой процедуры можно потерять один или даже несколько снимков.

Последний вариант – Add – можно использовать в нескольких случаях. Во-первых, он подходит для импорта уже существующего архива со сложившейся структурой хранения файлов, которую вы бы хотели сохранить. Во-вторых, просто добавлять снимки в Каталог без их физического перемещения удобно в случае “одноразового” характера съёмки, если вы знаете, что после обработки и передачи клиенту удалите исходные файлы. Если Lightroom распознала, что снимки расположены на карте памяти, этот режим не работает.

Разберёмся с выбором файлов, которые будут импортированы. Центральная область окна отводится под их уменьшенные изображения.

Самый простой вариант – импортировать все содержащиеся на карте памяти снимки. Это делается путём нажатия на кнопку Check All в левом нижнем углу области просмотра или чек-боксом All Photos, который располагается в левом верхнем углу. Программа запоминает ваше решение с предыдущей сессии импорта. Это значит, что если вы в прошлый раз указали ей выбрать все кадры, то  и в следующий раз Lightroom автоматически выберет все кадры.  Кнопка Uncheck All быстро снимает отметки.

Если требуются не все снимки, необходимые отмечаются галочками в чек-боксах. Сделать это можно несколькими способами: отмечая каждый кадр индивидуально или предварительно выделив группу кадров (чтобы выделить идущие последовательно кадры, достаточно указать первый и, нажав клавишу Shift, последний; если нужно выделить кадры в произвольном порядке, нажимается и удерживается клавиша CTRL).
Выбрав один кадр, вы можете перемещаться, нажимая клавиши управления курсором. Нажатие на клавишу Пробел помечает файл для импорта, повторное нажатие снимает отметку.

Когда вы выбираете произвольные кадры, фон их блока становится светло-серым. Отмеченные для импорта кадры Lightroom выделяет белыми рамками вокруг изображения.

Размеры изображений для предварительного просмотра регулируются ползунком, который располагается в правом нижнем углу области просмотра.

Существует два режима отображения импортируемых файлов, называемые Grid View и Loupe View. Они переключаются либо пиктограммами в левом нижнем углу, либо нажатием на клавиши G и E соответственно. Ещё один способ – двойное нажатие на левую кнопку мыши, когда курсор находится на одном из кадров (работает в обе стороны).

С режимом Grid View вы уже знакомы, он включен по умолчанию.

В режиме Loupe View отображается только один кадр, а внизу появляется чек-бокс Include in Import, назначение которого не требует пояснений. По задумке авторов программы, так можно лучше оценить содержимое снимка и не засорять диск неудачными кадрами.

Однако следует учесть, что функциональность этого режима зависит от модели камеры и её настроек. Как вы помните, в RAW-файл кроме собственно необработанных данных с матрицы включается и небольшое JPEG-изображение для предварительного просмотра. Вот его то и показывает Lightroom в режиме Loupe View.

Если камера сохраняет изображение большого размера, то изменить его масштаб можно ползунком Zoom (справа будет отображаться либо числовое значение, либо текстовое, Fit означает “поместить полностью в области просмотра”, Fill – “заполнить изображением всю область просмотра”, в зависимости от пропорций часть может оказаться скрытой). В четвертой версии Lightroom масштаб может достигать 11:1. Функциональность клавиши Пробел отличается от принятой в режиме Grid View: она меняет масштаб изображения для предварительного просмотра от Fit до 1:1. Аналогичное действие выполняет однократное нажатие на левую кнопку мыши если курсор находится на изображении.

В режиме Loupe View навигация осуществляется стрелками вправо и влево на клавиатуре. Чек-боксом Include in Import управляют клавиша ~ (тильда, переключает его состояние) или P (помечает файл для импорта) и X (исключает его из списка импортируемых).
Режим отображения Grid View предоставляет куда больше свободы в выборе способов отображения файлов. Начнём с сортировки.

В правом нижнем углу области просмотра есть выпадающее меню порядка сортировки файлов Sort. Оно позволяет ранжировать снимки по времени (пункт Capture Time, не забывайте, Lightroom берет информацию из файла, куда она записывается камерой, поэтому убедитесь, что дата и время выставлены на аппарате правильно), состоянию выбран-невыбран (Checked State, очень полезный режим если вы выбрали несколько кадров из большой сессии и хотите удостовериться, что ничего не забыли), названию файла (File Name, не забывайте о нем, когда будете импортировать снимки из архива со сложившейся структурой хранения данных), типу данных (Media Type, да, Lightroom работает и с видео, но эта тема выходит за рамки фотографии, и если вы хотите исключить видеофайлы из процедуры импорта, в режиме Grid View нажмите и удерживайте клавишу Alt, кнопка Uncheck All превратится в Uncheck Videos.). Пункт Off, несмотря на название, задаёт сортировку по времени последнего изменения файлов.

Lightroom также умеет сортировать уменьшенные копии изображений по другим параметрам. Управление осуществляется на панели, расположенной над областью просмотра.

Пункт All Photos ясен.

Программа знает, какие снимки уже находятся в её базе и позволяет избегать дубликатов. Об этой функции мы ещё поговорим, а пока знайте, что пункт New Photos включает отображение только новых (т.е. отсутствующих в Каталоге) снимков. Если вы хотите посмотреть, как Lightroom разложит файлы на жёстком диске после импорта, выберите пункт Destination Folders.

Управление отображением папок в точности повторяет принцип работы левой панели. Чек-боксы позволяют быстро выбрать все снимки, предназначенные для импорта в одну или несколько папок, я использую этот режим сортировки постоянно, поскольку выбрал стратегию размещения файлов по дате съёмки.

Правая панель окна импорта – инструментальная. Она содержит четыре блока, в которых собраны средства управления параметрами импорта. Рассмотрим их детально.

File Handling

Отвечает за три параметра: размер первоначально генерируемых изображений для предварительного просмотра, импорт дубликатов и создание дополнительной копии файлов.

Как вы знаете из Раздела «Цифровой фотоархив», в Lightroom максимально реализована технология неразрушающего редактирования. Это означает, что исходные файлы – цифровые негативы – сохраняются в неприкосновенности, а все изменения и настройки записываются в виде инструкций. Тогда что же мы видим на экране? Специально создаваемые изображения для предварительного просмотра, которые хранятся не рядом с исходным файлом, а в недрах базы данных Lightroom. При импорте программа может сгенерировать такое изображение одного из четырёх размеров. Выбор производится в выпадающем меню Render Previews.

Этот вопрос требует более детального обсуждения, разберём варианты подробно.

Minimal позволяет значительно ускорить сам процесс импорта, поскольку создаётся изображение минимального размера. Следует учесть, что Lightroom генерирует новые версии после каждого внесения изменений в настройки и при масштабировании. Это значит, что если вы захотите просмотреть отснятый материал на предмет поиска нерезких кадров, программа будет генерировать новые версии изображений для предварительного просмотра. В итоге экономия выходит сомнительная…

Embedded & Sidebar даёт возможность использовать записанное в файле изображение из камеры. Также сомнительное решение по целому ряду причин. Во-первых, такое изображение актуально лишь в случае, если в процессе импорта к цифровому негативу не применялись какие-либо предварительные настройки (далее вы узнаете, как это делается). Во-вторых, оно не соответствует политике управления цветом, поскольку содержит описание цветовой модели RGB, установленной в камере. В-третьих, его размеры могут существенно отличаться от желаемых.

Standard, как следует из названия, является стандартным размером, используемым в Lightroom до тех пор, пока вы не захотите посмотреть на снимок в масштабе 1:1. Это хороший выбор в том случае, если проверка на резкость не входит в ваши планы сразу после импорта.

1:1 не нуждается в комментариях. Учтите, что выбор масштаба 100% значительно увеличивает время импорта, особенно для многомегапиксельных кадров, но зато позволяет потом работать более комфортно. Ввиду большого размера, изображения 1:1 не хранятся в базе Lightroom постоянно, поэтому если вы не планируете что-либо делать со снимками в ближайшее время, лучше выбирайте Standard.

Настраиваем размер Standard

Lightroom позволяет оптимизировать скорость работы за счёт настройки размеров изображения для предварительного просмотра. Делается это в окне Catalog Settings. Оно вызывается комбинацией клавиш CTRL-Alt-, или из меню Edit. Нас интересует вкладка File Handling.

Раздел Preview Cache позволяет задать размер и качество изображения для предварительного просмотра Standard, которое Lightroom использует чаще всего.

На выбор из списка предлагается несколько цифр, соответствующих ширине экрана в пикселах. Лучший вариант – указать значение для вашей системы. Если выбрать меньшее, то программа будет его на лету увеличивать, а это не идёт на пользу ни времени отрисовки, ни качеству. Если вы используете двухмониторную систему и размеры изображения в пикселах на мониторах отличаются, указывайте большее значение. Качество – Preview Quality – лучше задать максимальное, хотя это может несколько замедлить работу на слабых компьютерах. По крайней мере, поэкспериментируйте, всегда есть возможность изменить настройки.

Время хранения изображений для предварительного просмотра в масштабе 1:1 зависит от стиля работы. Для большинства пользователей оптимальным будет 30 дней.

Но если у вас большие коммерческие заказы, которые вы обрабатываете за неделю, лучше выбрать After One Week. Мне кажется, что радикальные значения After One Day (один день) и Never (не удалять вовсе) одинаково неудобны. Действительно, зачем загромождать жёсткий диск, если Lightroom в любой момент сгенерирует вам такое изображение при необходимости? Или заставлять программу дважды делать одну и туже работу если вы не успели всё отредактировать за день? Настройки размера и качества не влияют на изображения для предварительного просмотра, которые Lightroom уже сгенерировала, устаревшие файлы заменяются новыми автоматически, по мере работы над снимками. Вы также можете запустить процесс генерации изображений для предварительного просмотра в масштабе 1:1 принудительно. Это бывает полезным перед началом работы над большим количеством снимков, которые долго хранились в Каталоге. Потратив некоторое время (вернее, выделив его для отдыха, например, за чашкой кофе), вы обеспечите себе быстрый просмотр. В меню Library выберите пункт Previews и затем Render 1:1 Previews.

Чек-бокс Don’t Import Suspected Duplicates препятствует появлению нежелательных дубликатов в Каталоге. Поскольку Lightroom позволяет сколько угодно экспериментировать с параметрами обработки одного кадра благодаря механизму виртуальных копий (о них вы узнаете из Раздела «Обработка снимков»), создавать дубликаты цифровых негативов стоит если вы действительно понимаете, зачем это надо. У меня этот чек-бокс всегда отмечен.

Последний пункт блока File Handling, пожалуй, рассчитан на параноиков. Если отметить чек-бокс Make Second Copy To:, то Lightroom в процессе импорта сделает ещё одну копию файлов в указанное вами место. Вопрос лишь зачем. У меня этот чек-бокс всегда пуст.

Стратегия и инструменты создания резервной копии (и архива) ваших снимков целиком зависят от объёмов работы, её характера, IT-инфраструктуры и финансовых возможностей. Но в любом случае вам необходимо позаботиться о том, чтобы и исходные файлы, и Каталог Lightroom можно было просто восстановить после краха системы (от этого не застрахован ни один цифровой фотограф). Если резервная копия делается регулярно (особенно после загрузки важных материалов, переснять которые будет уже невозможно), то вторая копия исходных файлов явно лишняя. Если же неприятность случится после загрузки на локальный жёсткий диск и до создания резервной копии, то вторая копия, созданная средствами Lightroom, должна храниться на удалённом сервере или как минимум на другом компьютере, в противном случае она с огромной долей вероятности разделит грустную судьбу основных данных.

File Renaming

Этот блок позволяет настроить шаблоны для переименования файлов в процессе импорта. Если отметить чек-бокс Rename Files, становятся активными пара выпадающих меню, и пара полей для быстрого ввода.

Первое выпадающее меню дает возможность выбрать один из предустановленных шаблонов или открыть окно для создания собственного.

Custom name (x of y) позволяет присвоить файлам имена, начинающиеся с какого-либо текста, а программа в скобках добавит данные по принципу 1…38 из 38. В поле Custom text (оно становится активным) вводится желаемая информация, программа запоминает её и предлагает использовать повторно. Когда список станет слишком большим, его можно очистить, выбрав пункт Clear List из выпадающего меню. Список открывается при наведении курсора на серый треугольник, расположенный справа от самого поля для ввода текста, и нажатии на левую кнопку мыши.

Custom Name – Original File Number комбинирует текст пользователя и цифровую часть существующего название файла (буквенная при этом просто отбрасывается).

Custom Name – Sequence позволяет ввести постоянную часть названия файла и добавить к ней последовательность цифр. Первая из них вводится в поле Start Number. У базовой настройки этого способа есть один существенный недостаток: цифры начинаются с однозначных. Если количество импортированных файлов будет больше девяти, то в будущем теоретически может возникнуть проблема при сортировке средствами операционных систем или других программ. Чтобы избежать подобных раздражающих мелочей, достаточно отредактировать эту предустановку таким образом, чтобы программа использовала трёхзначную нумерацию (а если количество файлов превысит отметку 999, то и четырёхзначную). Редактирование предустановок будет описано далее в этом Разделе. Кстати, управлять вводом первой цифры можно и мышью – просто установите курсор в поле ввода, нажмите и удерживайте левую кнопку мыши и передвигайте курсор вправо-влево. На практике этот способ малоприменим из-за трудности ввода конкретной цифры.

Custom Name отличается от описанного ранее шаблона невозможностью управлять последовательностью цифр, которую Lightroom добавляет автоматически, предотвращая перезапись предыдущего файла следующим из-за совпадения имён.

Date – Filename добавляет перед оригинальным названием файла дату его создания. Это мой основной способ переименования файлов.

Filename – Sequence добавляет к имени файла последовательность цифр.

Filename на самом деле ничего не переименовывает.

Shoot Name – Original File Number работает также, как Custom Name – Original File Number с той лишь разницей, что поле для ввода называется Shoot Name. Оно работает аналогично полю Custom text, также запоминает введённую информацию и позволяет использовать её повторно.

Shoot Name – Sequence к названию съёмки добавляет последовательность цифр.

 Итак, мы рассмотрели шаблоны переименования файлов, которые Lightroom добавляет при установке программы. Если вас ничего не удовлетворило, выберите Edit – последний пункт выпадающего меню.

Редактор шаблонов переименования файлов прост и очень функционален одновременно. Сначала из выпадающего списка Preset выберите предустановку, которую будете редактировать или начните с любой, обязательно переименовав её (обязательно используйте “говорящие” названия, в противном случае толку от множества шаблонов не будет).

Теперь в поле ввода выбирайте позицию и добавляйте элементы, нажимая соответствующую кнопку Insert.  Если нужный элемент предполагает варианты, выберите их из выпадающего списка.

Сохранять шаблоны не нужно – программа делает это автоматически. Если вы хотите вернуть настройки в первоначальный вид, выберите пункт Restore Default Preset из выпадающего списка Preset.

Когда вы выбираете стратегию именования файлов, учитывайте тот факт, что ряд символов может создавать проблемы при работе с другими программами или на других платформах. Лучше воздержаться от пробелов, заменяя их дефисами или нижним подчёркиванием, косых, двоеточий, вопросительных и восклицательных знаков, звёздочек.

Символы ©, ® и т. п. также стоит исключить.

Последний выпадающий список в блоке File RenamingExtentions – отвечает за регистр расширения. Lowercase делает буквы строчными, Uppercase – прописными, Leave as-is оставляет все как есть.

Внизу блока File Renaming Lightroom показывает пример, какими будут новые названия файлов.

Зачем менять названия файлов

Lightroom позволяет в момент импорта переименовать файлы. Зачем? Теоретически незачем, поскольку при работе в программе вы не будете искать снимки по именам файлов. Но на практике лучше воспользоваться этой функцией, чтобы вместо множества файлов, с именами, отличающихся лишь цифрами, получить набор снимков с понятными названиями. Многие, в том числе и я, используют дату съёмки в качестве основного идентификатора. Вы можете добавлять, например, ещё и название проекта или места съёмки.

Этот список иллюстрирует широту выбора информации, которую Lightroom может автоматически использовать при переименовании снимков.

Apply During Import

Следующий блок в правой, инструментальной, панели – Apply During Import. Он очень важен, поскольку при правильной настройке позволяет сэкономить время на этапе обработки снимков. Рассмотрим его подробно.

Первый выпадающий список Develop Settings даёт возможность автоматически выполнить настройку параметров проявки цифровых негативов. Я рекомендую вернуться к этому Разделу после детального изучения Раздела «Обработка снимков», в котором будут рассмотрены все соответствующие инструменты Lightroom. Тогда вы сможете создать собственные предустановки и использовать их в процессе импорта. А пока либо оставьте установки по умолчанию, и Lightroom не станет обрабатывать снимки. Идеология неразрушающего редактирования позволяет многократно «проявлять» один снимок и получать разные результаты в зависимости от творческого замысла. При этом исходный файл остаётся неизменным, а значит вы в будущем сможете подобрать оптимальные настройки для каждого кадра индивидуально.

Следующий выпадающий список Metadata позволяет выбрать шаблон метаданных, которые будут присвоены всем снимкам в процессе импорта. Метаданным будет посвящена часть Раздела «Работа с архивом», а пока ограничимся базовыми настройками.

На этапе импорта, как правило, я добавляю информацию об авторе снимка, указываю свой электронный адрес и номер мобильного телефона. Будьте осторожны с публикацией подробных персональных данных, например, домашнего адреса,— при размещении изображений в сети Интернет ими могут воспользоваться те, кто захочет поближе посмотреть вашу фототехнику, когда вы отсутствуете дома. Кроме того, я резервирую за собой авторские права, указывая их обладателя и статус.

Поскольку метаданные добавляются ко всем импортируемым снимкам, необходимо определить, какая информация является общей и добавлять только её. Чтобы не выполнять каждый раз повторяющиеся операции, лучше создать шаблон (несколько шаблонов на разные случаи – тут все зависит от вашего стиля и характера работы). Этим мы сейчас и займёмся.

Для начала подберите “говорящее” название для своего шаблона и введите его в поле Preset Name. Затем заполните выбранные поля. Формат IPTC используется далеко не везде, по крайней мере в нашей стране, но наличие информации в файле не повредит. Когда вы нажмёте кнопку Create, шаблон будет создан и готов для использования. Он появится в выпадающем списке и может быть выбран как в ходе сессии импорта, так и применяться автоматически.

В  блоке Apply During Import осталось ещё одно поле: Keywords. Теме ключевых слов будет посвящёна часть Раздела «Работа с архивом». Напомню, что метаданные в процессе импорта присваиваются всем файлам, поэтому ключевые слова должны быть общими для всех снимков.

Блок Destination

Блок Destination позволяет управлять расположением файлов на диске, если копирование производится средствами Lightroom. Когда выбран режим добавления в Каталог без копирования (Add), то блок Destination, естественно, не появится.

Как вы будете организовывать свой архив – решать вам. Я уже несколько лет придерживаюсь схемы разбивки по годам, а внутри них – по дням. Так удобнее делать резервные копии и архивы, а если требуется найти что-то без Lightroom, то сделать это можно по названиям директорий.

Если основная папка ещё не создана, можно сделать это не покидая Lightroom. В левом верхнем углу блока Destination есть пиктограмма со знаком плюс и треугольником. Если подвести туда курсор и нажать левую кнопку мыши, откроется меню, которое позволяет создать папку, а также управляет отображением папок в блоке.

All folders покажет все папки на жёстком диске.

Affected folders only спрячет все папки, кроме тех, в которые будут добавляться файлы в процессе импорта. Этот пункт будет более полезным когда архив разрастётся и увидеть нужные папки будет затруднительно.

Чтобы создать в основной папке подпапку, отметьте чек-бокс Into Subfolder. В появившемся поле введите название подпапки. Я не пользуюсь этой функцией, поскольку Lighroom создаёт папки по дням съёмки самостоятельно.

Выпадающий список Organize предлагает два варианта. Первый – By date – включает уже упоминавшийся механизм автосоздания подпапок, второй – Into one folder – лучше использовать совместно с функцией ручного создания подпапок, но такой подход требует внимательности и хуже поддаётся автоматизации.

Если выбран вариант организации файлов по датам, появляется ещё один выпадающий список Date Format. Он управляет не только способом именования поддиректорий, но и определяет, будут ли создаваться дополнительные папки для месяцев.

Справа от названия папок Lightroom показывает количество файлов, которые будут там записаны в процессе импорта. Еще правее располагаются чек-боксы. Они по умолчанию выбраны, но вручную этот выбор можно отменить, что, в свою очередь, приведет к отмене импорта соответствующих файлов. Этот инструмент может быть полезен, например, в том случае, если на карте памяти «завалялись» очень старые файлы – достаточно снять отметку с «антикварного» чек-бокса и исключить старые снимки из сессии импорта.

* * *

Теперь, когда все параметры заданы, остаётся лишь нажать кнопку Import и дождаться окончания процесса. Lightroom поддерживает внутреннюю многозадачность, это означает, что пока программа продолжает импорт, вы можете использовать её другие функции.

Продолжить чтение: Автоматизация в Lightroom на этапе импорта

Фотоновости